КАЗАХСТАН 2008

Администрация подготовила законопроект, призванный в некоторой степени смягчить уголовный аспект судебного преследования за клевету и несколько проредить бюрократические чащобы, с помощью которых нормативные органы тормозят деятельность новостных СМИ. Парламент должен был рассмотреть этот законопроект в начале 2009 г. Он был подготовлен во исполнение обещаний правительства либерализовать законы о СМИ, данных властями после того, как Казахстан получил право на председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на 2010 г.

Министр культуры и информации Мухтар Кул-Ахмет приветствовал этот законопроект, как направленный на защиту “прав и профессиональных интересов журналистов,” но местные аналитики СМИ считают, что это косметическая мера, которая фактически не отразится на ограничениях, затрудняющих деятельность прессы в Казахстане.

Законопроект, подготовленный Министерством культуры и информации с учетом некоторых рекомендаций представителей СМИ, упраздняет избыточные процедуры при регистрации электронных СМИ и положение, согласно которому все средства массовой информации должны проходить государственную перерегистрацию каждый раз, когда в их руководящем составе происходят изменения или меняется почтовый адрес. Однако все органы СМИ по-прежнему будут обязаны проходить регистрацию, что дает правительству эффективное орудие для контроля за новостями. По данным КЗЖ за несколько лет, регистрационные требования используются как предлог для блокирования и запугивания независимых и оппозиционных органов СМИ. 

Закон выведет клевету и оскорбление достоинства из разряда уголовных преступлений, но только в том, что касается СМИ. Руководитель местной группы борьбы за свободу прессы “Адил Соз” Тамара Калеева отметила, что само уголовное законодательство о клевете и оскорблении достоинства изменено не будет. Этот шаг всего лишь отменяет конкретные ссылки на СМИ, поэтому непонятно, как будут применяться властями новые стандарты. Неясно также, будет ли правительство причислять к СМИ блоггеров и других интернет-журналистов. 

“Правительство хочет уверить Запад в изменении своего отношения к СМИ, но при этом не вносить решительно никаких структурных изменений в национальное законодательство,” заявила КЗЖ Калеева. “Журналисты по-прежнему находятся в опасности и подвергаются расправе со стороны государственных ведомств.” 

По сообщению агентства новостей “Казахстан сегодня”, закон решает и отдельные конкретные проблемы: так, он позволяет журналистам пользоваться записывающими устройствами без специального разрешения и апеллировать в судебном порядке в случае отказа государственных ведомств в предоставлении информации. 

Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ было принято в конце 2007 г., но страны-члены этой организации призвали его либерализовать СМИ и избирательное законодательство. На встрече министров стран-членов ОБСЕ в ноябре 2007 г. в Мадриде министр иностранных дел Марат Тажин пообещал привести законодательство о СМИ в соответствие с международными стандартами, отменив уголовное преследование за клевету и скорректировав законы о регистрации. Выступая в июле на парламентской ассамблее ОБСЕ в Астане, президент Нурсултан Назарбаев подтвердил намерение правительства устранить излишние бюрократические препятствия, одновременно дав понять, что его правительство будет жестко контролировать освещение вопросов национальной безопасности и межэтнических отношений. 

Одновременно администрация отклонила проект закона о СМИ, подготовленный группой местных защитников свободы прессы и медиа-экспертов. В январе премьер-министр Карим Масимов признал, что документ содержал стоящие идеи, такие как диверсификация СМИ и защита прав интеллектуальной собственности, но сослался на то, что реализация плана предполагала государственное финансирование, средства на которое бюджетом не предусматривались. По предположению аналитиков СМИ, администрация воспользовалась вопросом о государственном финансировании как предлогом для того, чтобы не дать хода этому предложению.

В своем Индексе устойчивости СМИ за 2008 г. вашингтонская организация International Research and Exchanges Board - некоммерческая исследовательская группа, занимающаяся среди прочего обучением сотрудников СМИ - делает вывод, что вещательные СМИ фактически находились под контролем государства. “В результате контроля со стороны местных властей и самоцензуры журналистов новости освещаются единообразно и по сути отражают интересы государства,” говорится в отчете.

Чтобы расширить контроль за СМИ, правительство в марте приобрело у частных владельцев акции медиахолдинга “Хабар”, которому принадлежали вещательные телеканалы “Хабар” и “Ел-Арна”, спутниковый канал “Каспионет” и радиостанция “Хабар.” Эти станции вели передачи на большей части территории страны. Холдинговая компания находилась в совместном частно-государственном владении. 

По информации Лондонского института по освещению войны и мира (IWPR) акции “Хабара” были проданы на закрытом аукционе через Казахскую биржу. Директор алма-атинского центра журналистики “MediaNet” Адиль Джалилов сообщил IWPR, что акции были проданы, “чтобы передача власти или сохранение власти действующего президента происходили наиболее плавно, без неожиданностей. Это сделано, чтобы не допустить каких-то непредвиденных обстоятельств.” 

Власти Назарбаева, занимающего президентский пост с 1989 года, по-видимому ничто не угрожало. По истечении его нынешнего срока в 2012 г. он сможет вновь баллотироваться на свой пост; в 2007 г. парламент проголосовал за то, чтобы в его случае снять ограничения на то, сколько раз он может избираться. (Данные ограничения будут восстановлены для его преемника, хотя пока серьезных кандидатов не видно.) Все это стало возможным благодаря тому, что в результате последних парламентских выборов 2007 г. в стране появился однопартийный законодательный орган. Все места в парламенте занимают члены партии Назарбаева “Нур Отан.”

Кроме того, власти предприняли меры для контроля информации в интернете. В апреле финансируемое правительством США Радио Свободная Европа/Радио Свобода (RFE/RL) сообщило, что казахстанские власти заблокировали доступ к его вебсайту внутри страны. RFE/RL и медиа-группы обратились к казахстанским властям и к администрации Казтелекома (основной интернет-провайдер в Казахстане и странах Центральной Азии) с призывом восстановить доступ. По сообщению RFE/RL, доступ к сайту был восстановлен в июне после семинедельного перерыва.

Новостные вебсайты Zonakz, Geokz, Inkar, Kub, и Pozitsiya были недоступны в Казахстане в течение всего года. В октябре казахстанские пользователи интернета сообщили, что популярная блог-служба, “Живой Журнал”, также была заблокирована. Критики правительства считают, что доступ к “Живому Журналу” был заблокирован в связи с критическими статьями, которые публиковал в своем блоге бывший зять Назарбаева Рахат Алиев, покинувший страну в 2007 г. в преддверии бракоразводного процесса и ожесточенного спора из-за принадлежавших ему банка и медиахолдингов. Казтелеком отверг обвинения в том, что “Живой Журнал” блокировался с его участием.

Не сообщалось о прогрессе в деле журналистки Оралгайши Омаршановой, исчезнувшей в Алматы в марте 2007 г. По сообщению “Адил Соз”, непосредственно перед своим исчезновением Омаршанова, репортер выходящего в Астане независимого еженедельника “Закон и Правосудие”, написала статью, в которой подробно описывались кровавые этнические разборки между чеченским и казахским населением. В статье назывались имена подстрекателей беспорядков и описывались их предполагаемые связи с правительством и местным бизнесом. 
KAZAKHSTAN 2008
The administration drafted a bill that would take limited steps in loosening criminal defamation and weeding out some of the bureaucratic thicket that regulators have used to obstruct news media. Parliament was due to consider the measure in early 2009. The bill was intended to fulfill government promises to liberalize media laws in return for gaining the 2010 chairmanship of the Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE), the human rights monitoring agency.

Mukhtar Kul-Akhmet, minister of culture and information, hailed the legislation as protecting the “rights and professional interests of journalists,” but local media analysts called it a cosmetic measure that would do little to lift the onerous restrictions facing the press in Kazakhstan.

The legislation, drafted by the Ministry of Culture and Information with some input from media representatives, would eliminate duplicative registration procedures for electronic media and the requirement that all news outlets re-register with the government each time top staff or postal addresses changed. But all media outlets would still be required to register, leaving the government an effective tool to control the news. CPJ research over several years shows that registration requirements have been used as a pretext to block and harass independent and opposition media outlets. 

The measure would decriminalize libel and insult, but only as they pertain to the media. Tamara Kaleyeva, director of the local press freedom group Adil Soz, noted that criminal libel and insult laws would remain intact. The measure simply deleted specific references to media, leaving unclear how authorities would enforce the new standards. Nor was it clear whether the government would consider bloggers and other online journalists to be media. 

“The government wants the West to believe it is changing its attitude toward the media, yet it absolutely failed to bring any structural changes to the national legislation,” Kaleyeva told CPJ. “Journalists are still in danger and are subject to harassment from state agencies.” 

The bill also addresses some narrow issues, allowing journalists to use recording devices without permission and to pursue court appeals when denied government information, the news agency Kazakhstan Today reported. 

Kazakhstan secured its bid for the OSCE chairmanship in late 2007, but was urged by member nations to liberalize media and electoral laws. Addressing the November 2007 OSCE Ministerial Meeting in Madrid, Foreign Minister Marat Tazhin promised to bring media laws up to international standards by addressing criminal defamation and registration laws. In a July address to the OSCE Parliamentary Assembly in Astana, President Nursultan Nazarbayev reiterated the government’s plan to remove excessive bureaucratic hurdles, while making clear that his government would keep a tight rein on coverage of national security and ethnic issues.  

Along the way, the administration rebuffed proposed media legislation drafted by a group of local press freedom advocates and media experts. In January, Prime Minister Karim Masimov acknowledged the document contained worthy ideas—such as diversifying media and protecting intellectual property rights—but claimed that the plan would require government funding that was not budgeted. Media analysts suggested the administration was using the question of government funding as a pretext to turn aside the proposal.

In its 2008 Media Sustainability Index, the Washington-based International Research and Exchanges Board, a nonprofit research and media training group, concluded that broadcast media were essentially controlled by the state.  “Control by local authorities and self-censorship by journalists ensure that the news is similar and basically reflects the state’s interests,” the report said.

To further extend its control over media outlets, the government in March bought up privately held shares in the media holding company Khabar, which owned the broadcast television channels Khabar and Yel-arna, the satellite channel Caspionet, and the radio station Khabar. The stations cover most of the country. The holding company had been co-owned by state and private interests. 

The London-based Institute for War and Peace Reporting (IWPR) said the sale of Khabar shares had been conducted in a secretive auction by the Kazakh Stock Exchange. Adil Jalilov, director of the Almaty-based journalism center MediaNet, told IWPR that the sale had been “designed to ensure that the current president’s maintenance of power, or a handover of power, is smooth and surprise free. It’s being done to prevent the unexpected.” 

In power since 1989, Nazarbayev appeared firmly entrenched. He can seek re-election when his current term ends in 2012; parliament voted in 2007 to exempt him from presidential term limits. (Term limits would apply to a successor, although no likely candidate has appeared on the scene.) The latest parliamentary elections, in 2007, resulted in a one-party legislative body. Only Nazarbayev’s party, Nur Otan, held seats.

Authorities also moved to control information on the Web. In April, the U.S. government-funded Radio Free Europe/Radio Liberty (RFE/RL) said Kazakh authorities had blocked domestic access to its Web site. RFE/RL and media groups called on Kazakh authorities and KazTelecom—the main Internet provider in Kazakhstan and throughout Central Asia—to restore the service. RFE/RL said access to the site was restored in June after a seven-week interruption.

The news Web sites Zonakz, Geokz, Inkar, Kub, and Pozitsiya were inaccessible in Kazakhstan throughout the year. In October, Internet users in Kazakhstan reported that a popular blog service, LiveJournal, was also blocked. Government critics said they believed the blogging site was blocked because of critical articles posted by Nazarbayev’s former son-in-law, Rahat Aliyev, who left the country in 2007 in the midst of a divorce and a bitter dispute over his bank and media holdings. KazTelecom disputed assertions that it was involved in blocking LiveJournal.

No developments were reported in the case of Oralgaisha Omarshanova, an investigative reporter who disappeared in Almaty in March 2007. A reporter for the Astana-based independent weekly Zakon i Pravosudiye (Law and Justice), Omarshanova had just written an article detailing deadly ethnic clashes between Chechen and Kazakh residents. The article identified instigators of the unrest and described their alleged connections to the government and local businesses, Adil Soz reported. 
